Бывало ли с вами такое, что забежали в магазин за молоком и хлебом, а накупили «всякой фигни» целую тележку? Это происходило совсем не случайно. Миллиарды долларов ежегодно тратятся на исследования, которые помогают супермаркетам выяснить, как «заставить» нас тратить больше.
На наше подсознание влияет множество факторов — цвета, расположение тех или иных товаров, прилавков и витрин, расположение отделов, музыка, запахи, размер тележки и пр.
Сегодня я расскажу об основных манипуляциях нашим сознанием, которые применяют супермаркеты, и о которых мы даже не задумываемся.
Всем входить, никому не выходить
Классический прием магазинов — это не давать покупателям выйти там, где они зашли в магазин. Выход располагается либо как можно дальше от входа, либо таким образом, чтобы вам нужно было пройти через множество рядов с товарами.
Молоко, мясо, хлеб, сыры находятся, как правило, далеко от входа
Делается это для того, чтобы, пока вы дошли до продуктов первой необходимости (например, забежали купить хлеб, молоко, яйца и мясо), вы прошли через множество рядов с другими товарами. При этом вас будут атаковать сотни ярких упаковок, промо-акций, запахов — все это заставляет вас покупать больше, покупать то, что вам не нужно.
Прилавки устроены так, чтобы вам было легко трогать товар
Исследования показывают, что чем больше и дольше вы держите товар в руках, тем выше шанс, что вы его купите.
Некоторые запахи «заставляют» нас покупать больше
Возможно, вы обращали внимание, что в разных магазинах и даже в разных отделах разные запахи. Я говорю не только про продуктовые магазины (магазины электроники, одежды и пр.). Это делается намеренно. Существует целая индустрия, поставляющая в магазины оборудование, которое источает специальные ароматы (цитрус, ваниль, кофейные запахи, хлебные, цветочные и пр.). Эти ароматы воздействуют на мозг таким образом, что покупатели тратили больше денег.
Музыка в магазинах
Откуда она берется, кто ее ставит? И здесь целая наука! Быстрая и громкая музыка заставляет молодежь больше тратить, классическая музыка эффективна в ювелирных магазинах и магазинах премиального уровня, быстрая и громкая — для фастфуда (поел и иди скорее отсюда!). В больших супермаркетах проигрывают медленную и негромкую музыку, часто без слов. Она замедляет темп, с которым покупатели проходят по рядам, заставляя их больше покупать. И нечего отвлекаться на слова из песни, вы должны думать только о покупках!
Невероятно, но согласно исследованиям, покупатели тратят на 29% больше денег, когда в магазине играет медленная музыка.
Скидки!
Часто магазины выставляют товар со скидками 20, 30, 50 и даже 70%. Иногда, это действительно реальная скидка, но часто изначальная цена просто завышена и магазин использует «скидки», чтобы продать товар по нужной ему цене. А мы «ведёмся».
Обычный покупатель запоминает, в среднем, не более 4-5 цен на товары. По статистике, это молоко, хлеб, бананы и яйца. О ценах на остальные товары покупатели не помнят, поэтому можно писать любые цены и скидки.
Купите один и получите второй со скидкой 50%
Математически это скидка в 25%. Не такая большая скидка для залежалых товаров, за которые магазин будет счастлив получить 50% или даже 30% цены, а вы платите 75%!
Самые популярные товары располагаются в середине ряда
Опять же делается для того, чтобы по пути за этими товаром вы увидели много других.
Лишние 10% пройденной дистанции в магазине «заставляют» покупателей тратиться на 26% больше.
Округление цен
Почему можно часто встретить цену, типа 299 руб? Почему бы не округлить до 300? Всем же будет проще. Все просто! Мозг держит цены в голове очень короткое время и поэтому запоминает первые цифры. Т.е. у нас в сознании остается цифра «2» из примера. Тем самым мозг подсознательно решает, что это более выгодная для нас покупка.
Больше тележка, больше чек
Еще одна интересная манипуляция покупателями. Чем больше размер тележки, тем больше мы тратим, т.к. подсознательно хотим ее наполнить.
Приготовленная пища и нарезанные продукты
Наценка на приготовленную пищу может легко доходить до 50-100%, а на нарезанные продукты (сыры, колбасы, мясо и пр.) до 30-50%. Для приготовленной пищи часто используют (знаю это из первых уст) уже испорченные и несвежие продукты (чтобы не выбрасывать). Про то, кто и в каких условиях, эту пищу готовит, лучше вообще не знать.
Ищите лучшие покупки на нижних полках
Маркетологи прекрасно знают, что человек ленив и чаще выбирает с полок, которые находятся на уровне глаз. Поэтому магазины эти полки даже продают производителям (делая товары дороже), выкладывая туда более дорогой (для вас) товар. На нижних полках часто можно найти товар одинакового качества и дешевле.
Стеллажи у касс
Гениальная идея! Вы ждете своей очереди, вам скучно, вам не выбраться, т.к. люди впереди и позади вас. И тут недорогие и яркие товары, на которые вы вынуждены смотреть. Ну как же вы могли забыть купить журнал, жвачку и шоколадку?! Эта идея также работает отлично, когда вы с детьми. Детям стоять в очереди скучно. Ну что стоит купить шоколадку, лишь бы ребенок не капризничал.
У кассовых зон некомфортно-узкие ряды
Делается это для того, чтобы вам было неудобно возвращать товар, покупать который вы передумали, и невозможно вернуться, когда за вами уже стоят другие покупатели.
Заключение
Мы думаем, что в магазине сами принимаем решения. Это правда только отчасти. Маркетологи всего мира любезно «помогают» нам делать наш выбор. Описанные выше трюки это всего лишь их малая часть. Бороться с ними сложно, но можно. Как? Читайте здесь.
Будет полезным!
——————-
——————-
В тему
▫️ Как экономить деньги в магазине?
▫️ Разница между желаниями и потребностями
▫️ Как супермаркеты манипулируют нами, заставляя тратить больше денег
▫️ Как экономить деньги на еде и продуктах питания (без вреда для здоровья)
▫️ Вот почему так важно делать список покупок! И делать это до похода в магазин!
👍 Если Вы узнали для себя что-то полезное, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте следующее:
1️⃣ подпишитесь на мои новости здесь
2️⃣ подпишитесь на меня на ютубе, в телеграм и во вконтакте
3️⃣ поставьте лайк и напишите комментарий под любым постом
Так я буду знать, что я и моя команда делаем что-то важное и нужное для людей! Заранее большое спасибо!
***
👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, в семье и по жизни!
Тимур Мазаев, он же MoneyPapa
К слову, нами манипулируют не только магазины, но и сами производители. Поделюсь одним секретом, который мне раскрыл директор по маркетингу некоей крупной производственной компании в сфере FMCG.
Вы замечали, что, купив большую бутылку шампуня (700 мл вместо 300 мл), гораздо щедрее льёте шампунь себе в руку при каждом мытье головы? Исследования показывают, что большинство потребителей поступает именно так! И речь, конечно, не только о шампуне, но почти о любом товаре FMCG — о стиральном порошке, о чипсах, о средстве для мытья посуды, о шоколаде, и так далее: в зависимости от размера упаковки один и тот же потребитель расходует один и тот же товар с разной скоростью. Товар в большой упаковке у него уходит быстрее, чем товар в стандартной.
Тут срабатывают как минимум два фактора. Во-первых, когда чего-то у тебя много (большая-большая плитка шоколада, 10-килограммовый мешок стирального порошка, двухлитровый пакет сока вместо привычного литрового), становится сложнее объективно оценить, сколько ты фактически израсходовал и сколько осталось — всё время кажется, что ещё о-го-го как много, лей-ешь-пей — не жалко.
А во-вторых, купив большую упаковку дешевле (в пересчёте на единицу веса), потребитель уже получил ощущение, что сэкономил — поэтому он намного меньше печётся о том, чтобы и сам товар расходовать рачительно. Подумаешь, нечаянно сыпанул многовато порошка при стирке! Этот перерасход окупится, я же 10 кило купил со скидкой!
Ан нет, не окупится. Для большинства потребителей покупка больших упаковок товара с целью сэкономить оборачивается не экономией, а наоборот. Расход товара в большой упаковке по сравнению с маленькой идёт настолько быстрее, что производителю выгоднее продавать большие упаковки, а не маленькие; он зарабатывает на них быстрее и больше. Это тщательно исследовалось и подсчитывалось. Международные корпорации — не дураки, они не станут в ущерб себе предлагать покупателям экономную альтернативу. На любом «экономном» варианте они выигрывают в первую очередь сами. 🙂
Так что, покупая большую упаковку какого-то товара по хорошей цене, следите и за тем, как вы его расходуете. Не дадим производителям на нас наживаться. :-))
Эвелина, спасибо за ценный комментарий. Все так и есть )))