🔴 Это и другие видео на YouTube — здесь
📢 Слушайте аудиоверсию – здесь
Ребенок в магазине — это не только источник стресса для родителей :), из-за бесконечных просьб детей “купи, купи, аааааааааааааааааа”, из-за “концертов” или истерик. Поход в магазин может стать мощным инструментом финансового обучения и профилактики поведения детей. Вот она реальная жизнь, реальные деньги, реальные товары, реальные люди, реальный выбор))
Вот несколько рекомендаций, как превратить обычный поход в магазин в мощнейший инструмент финансового обучения детей.
Лучший способ научить ребенка грамотно делать покупки в магазине — это быть хорошим примером! Поэтому…
Делайте покупки со списком. Мало того, что это статистически сократит на 20-30% ваши траты, но и научит ребенка делать покупки не хаотично и спонтанно, а согласно плана. Эта привычка сэкономит вам и вашим детям сотни тысяч долларов в течение жизни!
Идеальным определением суммы покупок является бюджет. Т.е. вы получаете сумму, которую можете потратить в магазине, не исходя из того, что вам нужно купить, а исходя из того, какой у вас бюджет. И если какие-то покупки в него не «влезают» — вы креативите: часть покупок переносите, ищете более дешевые альтернативы или просто отказываетесь от тех или иных покупок. Ребенку достаточно будет сказать, что у вас такая-то сумма денег и вы включаете в список сначала необходимое, а потом желаемое. Возьмите в магазин только ту сумму, которую планируете потратить.
Объясняйте ваш выбор. Перед тем, как вы положите какой-то товар в корзину — объясните вашему ребенку, почему вы предпочитаете именно этот товар десяткам аналогичных. Примерами объяснений могут быть: оптимальная цена, экономия, лучшая цена в пересчете на кг/литр/штуку, меньшая цена за такое же качество (например, дженерики), диетические предпочтения, полезность и т.д.
Позволяйте ребенку покупать в магазине то, что он хочет (из разрешенных родителями товаров), используя заработанные или полученные другим путем деньги. Помогайте сделать выбор, но не диктуйте его. Например, моя семья не ест чипсы и всякие батончики, поэтому дети не могут потратить на них свои деньги. Вариант: “мои деньги, как хочу так и трачу»- можно позволить после 18 лет )))) А до этого, мы, родители, устанавливаем правила.
Используйте наличные. Для целей обучения используйте наличные деньги — купюры и монеты, чтобы ребенок ощущал и чувствовал деньги и видел, как они заканчиваются. В старших классах можно будет для обучения использовать дебетовые карты. Кредитные карты для детей (да, и такое бывает) использовать не следует! Ведь чтобы понять, что плохо прыгать с 5 этажа, не обязательно пробовать это делать.
Магазин — идеальное место, чтобы объяснить ребенку разницу между желаниями и потребностями. Абсолютно нормальным ответом на бесконечное “хочу” будет ответ: “мы покупаем только то, что у нас в списке, а то, что ты хочешь мы купим в следующий раз (например, частично используя карманные деньги)».
Считайте стоимость покупок. Если вы возьмете с собой в магазин определенную сумму на покупки (что я рекомендую делать), то лучше считать стоимость покупок до оплаты, чтобы не заниматься выкладыванием продуктов с ленты, под взгляды озлобленной и усталой очереди. Лучше считать стоимость во время складывания покупок в корзину или тележку. Для этого подойдет лист бумаги и ручка или калькулятор на мобильном телефоне. Позвольте вашему ребенку быть свидетелем этого подсчета, если он пока не умеет считать, или же делегируйте ему этот процесс, если считать он умеет.
Объясняйте ребенку стоимость на единицу (на кг, литр, за штуку). Так он научится быстро определять большую накрутку за упаковку и бренд и делать более правильный выбор. Объясняйте разницу между брендированными товарами и дженериками. Если вы делаете выбор в пользу более дорогого товара — объясняйте свой выбор.
Считайте стоимость выгоды. Показывайте ребенку ту выгоду, которую вы получаете, используя акции, купоны, скидки, делая более выгодный выбор, приобретая бОльшее количество за меньшую цену и т.д.
Дайте ребенку возможность самостоятельно оплатить ваши и “его” товары и посчитать сдачу. Пусть самостоятельно общается с кассиром и решает (сначала с вашей помощью) возникающие во время оплаты вопросы (не хватает денег, не взвешен товар, проверка сдачи и т.д.).
Не говорите ребенку: “потому что мы не можем себе это позволить”, потому что это не так (в большинстве случаев вы можете позволить себе купить большую часть вещей, только не сейчас). Это депрессивный сигнал, говорящий ребенку о бедности и небезопасности. Объясните невозможность купить тот или иной товар не тем, что вы не можете его себе позволить, а тем, что ВЫ так решили, потому что этого нет в бюджете, в вашем списке, потому что вы получаете такое же качество за похожий (более дешевый) товар, потому что вам нужно накопить необходимую сумму и это требует времени, потому что это не является необходимостью и вы не можете покупать любой товар, который попадает в эту категорию и т.д.
Сравнивайте цены в разных магазинах. Выберите несколько позиций и сравните цены на них в разных магазинах. Объясните разницу и то, почему вы покупаете некоторые товары по более дорогой цене (нет возможности ездить за покупками в разные магазины, разница незначительна, время на поездку в другой магазин очень затратно и т.д.).
Будет полезным!
——————-
——————-
——————-
📢 Аудиоверсия
Аудиоверсия в i-tunes здесь
👍 Если Вы узнали для себя что-то полезное, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте следующее:
1️⃣ подпишитесь на мои новости здесь
2️⃣ подпишитесь на меня на ютубе, в телеграм и во вконтакте
3️⃣ поставьте лайк и напишите комментарий под любым постом
Так я буду знать, что я и моя команда делаем что-то важное и нужное для людей! Заранее большое спасибо!
***
👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, в семье и по жизни!
Тимур Мазаев, он же MoneyPapa